mina030 (mina030) wrote,
mina030
mina030

Categories:

Г.Тонковид, праздник праздником, но врать обществу то зачем?

По случаю 19 марта ТАСС опубликовало интервью с экс-командиром "Александра Невского" В.Тонковидом.

https://tass.ru/armiya-i-opk/8017931
19 МАР, 08:00
"Обнаружить и следить за нами у США не получалось". Секреты от командира подлодки "Борей"

В.Тонковид: окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова в 1995 году и пришел командиром минно-торпедной боевой части на К-211 "Петропавловск-Камчатский"

т.е. по специальности минер

В.Тонковид:В 1999-м ушел в другой экипаж помощником, потом в 2000 году поступил на Высшие специальные офицерские классы ВМФ в Санкт-Петербурге. После окончания вернулся в свой экипаж на К-211, где продолжил службу в должностях старшего помощника командира по боевому управлению и затем старшим помощником командира. В 2005-м поступил в Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова, после окончания которой был назначен командиром вновь формируемого экипажа К-550 "Александр Невский". Так что первая половина службы у меня прошла на подлодке проекта 667БДР, а вторая — на проекте 955 "Борей".

В.Тонковид:"Следить за нами у Штатов не получилось"
"Александр Невский" — небо и земля по сравнению с крейсерами второго поколения. Кстати, первые корпуса "Бореев" доделывались с лодок 971-го и 949-го проектов. У него тактико-технические характеристики значительно превосходят эти корабли.
По тактико-техническим характеристикам "Александр Невский" — малошумная подводная лодка, на которой используется новая система движения. Это совершенный корабль, и после застоя в 1990-е годы был прорывным. Если раньше все было аналоговое, то сейчас перешли на "цифру", компьютеризировались. Нам [экипажу] было проще. Много на нем интересных внедрений и наработок использовалось.


Фраза о том что с "новыми системами" экипажу "стало проще", честно говоря, пугает.
Ибо "опыт "Нерпы", что называется, "перед глазами" ...
Трагедия на «Нерпе»: факты и вопросы
https://www.vpk-news.ru/articles/8237
https://www.vpk-news.ru/articles/8260


В.Тонковид:В экипаже было около 70 человек, которые лодку увидели на заводе и ни разу в море не были. Из них 20 молодых лейтенантов — выпускников училищ, которые в училище только на картинках видели ту технику, на которой придется служить. Даже учебный центр не может дать тех знаний, которые получаешь на заводе при строительстве и испытаниях.

Главное подчеркнул ... - и это не просто на "новостройку", а фактически на "новый проект" (есть каламбур, что "первый корпус" это не "головной", а "первый серийный", и своя логика в этом была).

В.Тонковид:Что касается скрытности, то мы перекрываем [по этому показателю] не только свои корабли, но и иностранные. США "отдыхают" по сравнению с нашей малошумностью. Я могу сказать (когда с ними встречался, были в ситуациях): пока они нас не слышат, и они нас ищут. Когда у нас был переход по Северному морскому пути подо льдами, то о нем стало известно, когда мы пришли в Вилючинск на Камчатку. И пошла вся информация.

Г.Тонковид, праздник праздником, но врать обществу то зачем?
Причем врать, что называется "по детски" (ибо, не смотря на водомет, энергоустановка у "Александра Невского" фактически с 3 поколения, которые и "тогда" (во времена СССР) уступало в акустическим характеристикам ПЛА ВМС США, а сейчас тем более ...

При этом необходимо заметить, что и ЦКБ "Рубин" и всеми предприятиями была проведена очень серьезная работа по снижению шумности 955, и у них получилось очень и очень неплохо. Однако ни о каком "первенстве" в вопросах скрытности говорить объективно не приходится, и все заявления об этом - очень большая неправда.

В.Тонковид:Переход составил 42 дня: 30 дней шли в подводном положении, 12 — в надводном.

и после этого "кто-то что-то" говорит о "скрытности" (в кавычках)?!?!?

В.Тонковид:Задачи, которые ставились, нами были выполнены полностью. В результате привлечения сил флота, правильного использования возможностей крейсера и специального маневрирования обнаружить, а тем более следить за нами в процессе перехода у Штатов не получилось. Американцы проснулись после того, как мы пришвартовались к пирсу, то есть они нас вообще потеряли.

По этому поводу уместно вспомнить выражение зам.командующего 2 флотилии контр-адмирала Кириллова Ю.В.

про 25 дивизию: "коты засунутые в валенок" - емко и точно, с учетом высокой шумности рпл СН пр.667БДР и их "древней" акустики (МГК-400 "Рубикон"). Соответственно "тактическое воспитание" выглядело как "ничего не вижу и не слышу, и потому уверен что не обнаружен противником"
Здесь же уместно привести выдержку из воспоминаний контр-адмирала Дудко:
благоприятные условия для поиска и слежения за нашими РПК СН в Охотском море и особенно, в период планируемой нам боевой службы. С точки зрения Генерального штаба, это был защищённый район, т.к. казалось, что позволял развернуть силы ПЛО в кратчайший срок, но с точки зрения скрытности РПК СН от обнаружения лодками противника с более мощной энергетикой, это открытый и весьма благоприятный район, позволяющий вести длительное и скрытное слежение за нашими кораблями на больших дистанциях.
...
Наше командование и мы, так нас учили и вбивали в голову, считали, что РПК СН не уязвим. С таким настроением мы вышли на боевую службу. Встреча с РПК СН планировалась уже в Охотском море. Вначале с большим недоверием, но потом всё увереннее мы отработали опознавание, классификацию и слежение за лодкой, применяя только пассивные средства наблюдения и используя особенности ГАП РПК СН. Один за другим стали выясняться характерные демаскирующие признаки поля. Основные дискретные составляющие шумов ПЛ (ДС ГАП) и максимумы этих составляющих по направлениям относительно курса корабля; ярко выраженная работа одной лини вала и чёткое проявление вально-лопастных составляющих, из-за нарушения ламинарности потока на винте лодки; так же изменение нагрузки создаваемой перекладкой вертикального руля для удержания курса при работе ГЭУ одним бортом; разделение элементов движения цели – курс, скорость, начало и конец циркуляции, дистанция и ряд других особенностей, формирующих цельную картину слежения и поддержания контакта с разных курсовых углов и дистанций.
На 2-6 сутки сопровождения РПК СН, сняли ГАП корабля на разных режимах, впервые разработали новые способы проверки отсутствия слежения, которые радикально меняли расположение лодок относительно друг-друга при взаимном маневрировании – в том числе перешли в носовые курсовые углы, отработали методику спектрального анализа шумов цели, определение скорости цели с точностью до 0,5 узла, начало и конец циркуляции, и угол поворота с точностью до одного – двух градусов на дистанции до 200-220 кабельтовых. Контроль дистанции слежения и непрерывное определение элементов движения цели, позволяли удерживать надёжную позицию для применения противолодочного ракетного оружия на предельных дистанциях, что прежде было практически невозможно. Особенно это было трудно сделать при определении ЭДЦ обычными, существующими тогда способами на дистанции более 180 – 200 каб. При этом, определяя элементы движения цели старыми приёмами, требовалось лечь на курс равный пеленгу, потом курс одержания пеленга, и курс отхода, при условии, что лодка не маневрирует и контакт устойчивый, на что уходило не менее 15 – 20 мин. Сейчас мы определяли скорость, курс за 5-8 мин и на корректуру дистанции ещё 4-5 мин., всего 8-11 мин при активном маневрировании обеих лодок. Выяснили, что рекомендуемый одновальный режим движения для РПК СН, нарушает скрытность и значительно облегчает слежение за нашими лодками. В итоге при очередной проверке уже своими методами отсутствия слежения, обнаружили американскую ПЛА, вышедшую на гидроакустический контакт с РПК СН в носовых курсовых углах. Установили за ней слежение и по команде из штаба флота двое суток гоняли её по Охотскому морю, пока она не ушла в океан. После этого мы вернулись и без дополнительного наведения установили контакт и продолжили сопровождение РПК СН.
Что характерно, РПК СН после первого контакта, был уверен, что мы встретились и потерялись. Второй раз он нас слышал, в момент преследования иностранной ПЛ, когда имел короткий г/а контакт с двумя подводными лодками, которые на высокой скорости пересекли курс РПК на дистанции 46 кабельтовых. Узнали они об этом уже на подведении итогов в базе. Этим завершился наш поход. Материал был систематизирован и обобщён.
Мы получили уникальные инструменты, методы и методику слежения за подводными лодками в естественной среде. Уникальный опыт слежения, совершенно новые способы проверки отсутствия слежения за нашими ракетоносцами, который, к сожалению никого, не заинтересовал, либо в силу занятости, либо не верили, либо не хотели признавать низкую скрытность РПК СН в «защищённых» районах.

http://shturman-tof.ru/Bibl/Bibl_2/KNIGI/Geroi_bangora_dudko.pdf

В.Тонковид:Ведь самое главное, что вследствие малой шумности, следности и заметности нас может обнаружить не всякая из существующих иностранных подводных лодок и для этого им необходимо задействовать большой наряд сил. Поэтому, даже форсируя Берингов пролив, где побережье США видно невооруженным глазом, мы остались необнаруженными и прошли мимо Американского континента тихо и спокойно

у меня только один вопрос - в процессе интервью "уже отмечалось"??? :)))

В.Тонковид:Огромные возможности акустического комплекса, который позволяет с учетом цифровой обработки сигналов слушать все и всех. И таких дальностей ни у кого не было! И это мог показать "Александр Невский", а что сказать про "Князя Владимира" (построен по модернизированному проекту "Борей-А" — прим. ТАСС)? Я на нем не был, но кто был, говорят, что еще круче корабль, обособленная серия. Совсем другая лодка, на которой учтены недостатки и недоработки, которые были у нас на проекте 955.

С акустикой, да более-менее хорошо. Но не везде и не во всем.
Фраза представителя ЦКБ "Рубин" на круглом столе по морскому подводному оружию https://vpk.name/news/141427_morskoe_podvodnoe_oruzhie_rossii_segodnya_i_zavtra_sostoitsya_li_proryv_iz_torpednogo_krizisa.html на форуме "Армия-2015":
Пока на "Борее" мы "Пакет" не обеспечиваем ...
и это вопросы именно акустики! - причем самое "дикое" то, что то что не работает как надо на "Борее" (точнее "далекий предшествующий образец") УСПЕШНО РАБОТАЛО НА 667А проекте!!!
И это не "шутка" а именно ФАКТ! В ряде случаев "древнее аналоговое железо" успешно делало то что сейчас "никак не могет" "новейшее цифровое" ...
Еще более тяжелый вопрос - оружие ...

В.Тонковид:"Лед прочнее металла"
Что касается всплытия подлодки во льдах, то у нас и американцев [этот процесс] значительно отличается. Мы выполняем эти маневры самостоятельно при обеспечении определенных сил. А у них сейчас в основном идет так: перед всплытием прилетает вертолет, на месте делает оценку обстановки, толщины льда и все остальное, потом устанавливает приводящие системы, которые непосредственно обеспечивают точность всплытия. Там готовится площадка для всплытия.


А может все-таки стоило почитать книгиа командиров ПЛА ВМС США?
Начиная с Андерсона (командира "Наутилуса")..

В.Тонковид:У нас все строится на основании прогнозов и оценки ледовой обстановки, накопленного опыта подледного плавания. Все остальное лежит на плечах экипажа, который постоянно ведет ледовую разведку, анализ, оценку и контроль ледовой обстановки. У нас нет помощников. У подводников надежда только на себя и свой крейсер — мы сами себя обеспечиваем.
В.Тонковид:Нам не рекомендовали в процессе эксплуатации проламывать лед, да и надобности в этом не было, мы отрабатывали вопросы маневрирования при всплытии в полыньях и разводьях, маневр приледнения и подготовку к маневру проламывания льда. Отрабатывали действия как оператора, так и всего экипажа в целом.

Как говорится "факты на лице". Как и ответ почему 955 ВЫНУЖДЕНЫ "загонять" на ТОФ - в зону господства противолодочных сил противника ,и почему "Юрий Долгорукий" никогда не стрелял "Булавой" в ледовых условиях (в отличии от рпл СН проекта 667Б(БД,БДР,БДРМ)).

В.Тонковид:Если ты находишься в айсбергоопасном районе, то подводная часть айсберга может достигать (по опыту наших подводников, которые в том районе ходили) 200 м.

В.Тонковид:Что касается стрельбы ракетой "Булава" из-подо льда, то это фантастика, которая может быть реализована в будущем (улыбается). У меня был учитель Шевченко Анатолий Иванович — вице-адмирал, который был одним из крупнейших специалистов подводного плавания в Советском Союзе. И по настоящее время им остается и продолжает передавать свой опыт. Его трижды представляли к Герою Советского Союза, но лишь назначали на вышестоящие должности. Лучший специалист подводного плавания говорил так: "Лед прочнее железа, лед ломают только дураки".

по г.Шевченко:

по «пиару» г. Шевченко как «выдающегося, но недооцененного флотоводца» (в т.ч. по поисковой операции «Атрине») уместно процитировать командира многоцелевой ПЛА К-244 (участника «Атрины»), капитана 1 ранга в отставке В. Аликова:
Ошибки руководства ППО «Атрина» при подготовке и в процессе похода предопределяли утрату скрытности лодок.
Отработку совместных действий подводных лодок в тактических группах проводили «в общем» порядке, безотносительно состава групп, который был назначен для проведения поисковых операций, и не с командирами тех тактических групп. Такая отработка носила формальный характер, так как не обеспечивала формирование взаимопонимания конкретных людей, и даже исключала возможность запомнить акустические портреты тех лодок, вместе с которыми предстояло «ловить» противника.
Взаимодействовать же в операции ни между собой, ни с другими силами РПЛС, привлечёнными к участию в «Атрине», подводные лодки не могли, потому что работа по подготовке к взаимодействию фактически не была проведена.
…обстановку, в которой шла подготовка к «Атрине», характеризует эпизод, …придирками и провокациями комдива Шевченко, в том числе прилюдными, командир доведён до того, что пообещал застрелить его.


16 октября 2018 г. в газете «ВПК» https://www.vpk-news.ru/articles/45654 г. Шевченко были публично заданы вопросы и предложения публично объяснить свои действия по ряду вопросов, в т.ч.
затрагивались ряд «странных» действий г.Шевченко в статье «Арктический торпедный скандал» https://topwar.ru/156811-arkticheskij-torpednyj-skandal.html.
Пиар г.Шевченко просто безмерен, и это начиная с его прошлых эпизодов службы, особенно поисковой операции «Атрина», которой он командовал (фактически же провалив ее, в ходе реальных боевых действий подлодки его дивизии, ввиду заведомой утраты скрытности и ряда ошибок лично комдива Шевченко, ждал разгром), и заканчивая фантастической рекламой образцов ВВТ которые он лоббирует (при весьма сомнительных их возможностях) и недобросовестным охаиванием образцов конкурентов.
Именно его действиями был сорван серийный выпуск торпеды «Физик-1» в конце 2000-х гг., прекращен в 2010 г. опытно-конструкторская работа (ОКР) по ее модернизации. Причем, по «странному стечению обстоятельств», в это же время возобновлен ранее закрытый ОКР «Кант» по модернизации торпеды УСЭТ-80.

Необходимо отметить что в отличии от г.Жандарова, г.Шевченко не только всячески уклоняется от публичного освещения своей деятельности, но от столкновения с отличными от него точками зрения и фактами в «закрытом формате».
На факты Шевченко сказать нечего.
Подчеркну – проступки, слова и документы от Шевченко это не «добросовестные заблуждения», а именно ангажированные действия - лоббирование решений «третьих лиц и организаций», несовместимые с интересами флота и обороноспособности страны.
Самая постыдная проблема ВМФ: экс-адмиралы-высокопоставленные лоббисты.
https://mina030.livejournal.com/6080.html

В.Тонковид:: Лед — вроде бы вещь хрупкая, но ломает железо, поэтому, конечно, это неплохо было бы — стрелять из-подо льда... Если бы я под лед не ходил, не осознавал, что это такое, то, наверное, поверил бы, что такое возможно. Да и есть ли необходимость этого? Опять же мы понимаем, что лед находится по ходу движения лодки, и все должно быть одновременно — весьма и весьма.
В.Тонковид:"Бореям" нет смысла далеко ходить"
Плюс ко всему "Борей" — подлодка-тренажер. Есть очень много систем, которые позволяют создать определенную обстановку по управлению кораблем в режиме боевого тренажера, можно создать реальные условия и те возмущения, которые возникают при пуске всего боекомплекта ракет, и тем самым отработать действия по управлению кораблем в данной ситуации.


Вопрос в верификации математических моделей заложенных в тренажер. И есть основания полагать что проверять их в ходе реальных испытаний откровенно боялись, например

Обращает внимание то что обе шахты расположены вблизи мидель-шпангоута рплСН, при том что для испытаний наиболее полезным было бы посмотреть и проверить залп с шахт наиболее удаленных от него (т.к. в этом случае лодка получает наибольшие возмущения, которые могут привести к выходу за НУС (начальные условия старта) комплекса ракетного оружия).
Возникает предположение что стрелять таким (сложным) образом, мягко говоря, опасались.
https://mina030.livejournal.com/19061.html

В.Тонковид:Я испытывал много чего интересного, если говорим о полном залпе ракет, то это серьезно, там корабль управляем. "Борей" — позволяет приобрести хороший опыт плавания, отработать действия экипажа, то есть отработать практически, а не теоретически. Раньше были только береговые тренажеры, но на береговых тренажерах ты не ощущал, что ты находишься на корабле, ты сидишь в классе, что-то происходит, какие-то выполняешь условные действия, команды, а тут вероятность произвести пуск ракет, грубо говоря, сымитировать его, есть возможность отработать операторов боевых информационных систем, отработать рулевую команду, операторов гидроакустического комплекса. "Борей" — хорошая машина.

В.Тонковид:Я скажу, что по определенным сейчас нашим свойствам, опять же по скрытности, мы превосходим американцев.


В.Тонковид:По оружию? Вы давно слышали, что они провели какие-то стрельбы?

Например: В период 4-6 сентября 2019 г. АПЛ «Небраска» (SSBN 739) провела пуски 4 БРПЛ «Трайдент-2» D5LE. Пуски ракет проводились с Тихоокеанского испытательного полигона у побережья Калифорнии из подводного положения, двумя сериями по две ракеты (4 и 6 сентября).

В.Тонковид:А мы два-три раза в год проводим стрельбы баллистических ракет. Я был на программе испытаний, мы стреляли ежегодно. Не факт, что у них что-то полетит, а у нас все летает потихоньку и на достаточное расстояние, наши районы позволяют выполнять задачи. Техника у нас надежная, нормальная, что бы ни говорили злопыхатели.

Про "все хорошо прекрасная маркиза" вполне было сказано выше ...
"Факты на лице" наглядно:

причем весьма вероятно что на фото именно 202 заказ ("Александр Невский") Тонковида! - торпеды УСЭТ-80 у которых:
Система самонаведения (ССН) "воспроизведена на отечественной базе" с американской торпеды Mk46 mod.1.
Батарея - разработана в США в середине-конце 40х годов прошлого века (и от использования которых в торпедах на западе отказались еще в конце 60х)
Двигатель ДП-31У с жутким уровнем помех (Главный конструктор двигателя Ласточкин умер в 1969г.)
Телеуправление на этой торпеде ВМФ "не Шмог" (при том что на ее экспортных вариантах - УЭТТ и ТЭ2 инзаказчик "допинал" "Гидроприбор" что бы жалкое и убогое ТУ с буксируемой катушкой на этой торпеде все-таки заработало).
Подчеркну - Тонковид по образованию минер, и должен все это понимать.
По ПТЗ вообще полная Опа, - фактически "голозадый" "Борей"
У 667БДР были знакомые Тонковиду (он их содержал в боекомплекте) СИПЛ МГ-44, которые не смотря на давность разработки (60е годы) были очень неплохи, и до самого последнего времени могли эффективно применяться.
Вот он в музее БМК (фильм "Осиное гнездо" Военной приемки)

но это только древние БДРы (с 40 см торпедными аппаратами и шпиндельным вводом данных)
Изделия "Шлагбаума" (пусковые установки которого в носу "Борея") просто ВЫВЕЛИ ИЗ БОЕКОМПЛЕКТА по абсолютно тупой причине.

В.Тонковид:На "Невском" мы стреляли в 2013 и 2014 годах. Два пуска: первый — в Белом море при государственных испытаниях, а второй — в Баренцевом. После этого больше с этого корабля никто не стрелял.

В.Тонковид:А с Камчатки готовы стрелять, оттуда "Борей" еще не стрелял пока. Это зависит не от корабля, а от береговой инфраструктуры в основном. Есть небольшие сложности, не все проработано и отработано. Корабль готов, может и способен.

как говорится, ЧТД:
Проблемный «Гром-2019». Что «не так» в недавних учениях стратегических ядерных сил РФ?
https://mina030.livejournal.com/10134.html

В.Тонковид:Что касается дальности выходов в Тихий океан, то могу сказать по себе: я не слишком далеко ходил. Смысл далеко бегать, то есть отдаляться от берега? Ходили относительно базы далеко вдоль берега — вверх-вниз. Ну не совсем вдоль берега, в определенные районы. Поэтому бегали хорошо, мы-то стратеги — нам не надо. Я могу сказать, что многоцелевые лодки ходили и ходят к нашим заокеанским друзьям и там дежурят.
А "Бореям" нет смыла туда ходить, потому что межконтинентальная ракета "Булава" позволяет производить пуски и с базы. Даже не надо будет и с базы выходить. У нас высшая форма боевой подготовки боевой службы: потенциальный противник не знает, где мы находимся, и не знает, куда ты идешь. Чтобы были в тонусе (улыбается).


В.Тонковид:"Корабль по струночке ходит, не шелохнется"
Что касается скорости подлодки, то все зависит от того, какие задачи выполняем: уклонение от противника при применении оружия, либо противник применил оружие. Скорость в 29 узлов в принципе реальная, если корабль содержать в соответствующем состоянии. Это позволительно, наши старенькие кораблики намного меньше давали.
Что касается ощущения этой скорости, то все зависит от того, где ты находишься. Если на центральном посту, для тебя это филигранная работа боцмана, механика. Любая перекладка руля, создание всяких несущих моментов, то есть можно очень глубоко провалиться, а можно быстро всплыть. Поэтому только на это особое внимание. Пристальное внимание ко всему в процессе управления, все это дело надо контролировать. А корма — турбина воет, летит, системы и механизмы на номинальных параметрах, поэтому ощущения свои. Не был, не могу сказать, потому что не мог оставить центральный пост, но я подозреваю, что там весело (улыбается).


В.Тонковид:Но что могу сказать: корабль по струночке ходит. Когда большие скорости, большие хода — как по струне, не шелохнется, просто летит — все красиво, все хорошо. Была как-то у меня небольшая проблемка: ну качает меня в центральном посту. Я всем говорю: меня качает. Они: такого быть не может! Что вы, товарищ командир?!
И говорю: ну что вы мне рассказываете, я иду 15 узлов — и раскачивает меня, укачивать начинает. Со мной долго спорили, потом я все-таки настоял. Нашли проблему, устранили.


Это радует что "нашли и устранили" ... только вот это не "проблема" а ЕЩЕ КАКАЯ ПРОБЛЕМА!!! - из-за мощных низкочастотных колебаний возникавших при этом (и соответственно возможности обнаружения "А.Невского" на очень больших дистанциях).
Радует что опыт командира позволил "почувствовать" ... но это же говорит на серьезные изъяны по методике проведения испытаний ...

В.Тонковид:Что касается комфортности, то, конечно, на подлодке проекта "Акула" слишком много места для экипажа, а на "Борее", если зимой пришел в форме одежды, повесить ее некуда, поэтому нам приходилось определять специальные места для хранения формы одежды.
Так, по сути, посмотреть — объем жилых помещений чуть меньше стал по сравнению с БДРМ. Каюты компактнее, шкафчик в два раза меньше. Оптимизировали всю каюту, сделали по новому проекту. На "Борее" зоны отдыха нет, есть кают-компания, столовая личного состава, ну вот они являются зоной отдыха. В сауне максимум три человека (в "Акуле" было и по семь). И спортзал у них был, а у нас — в первом отсеке велотренажеры, кто-то брал тренажер для гребцов, турники висят — народ занимается. Кто-то сам по себе просто по отсекам ходит — занимается ходьбой в свободное время.



В мае 2019 года Василий Танковид был уволен из Вооруженных сил РФ. При проведении испытаний им был получен неоценимый опыт в управлении кораблем и его маневрами. "Я знаю много чего интересного. Жалею лишь об одном: не смог передать опыт преемникам, — признается бывалый подводник. — У меня мой старший помощник был командиром второго экипажа, но сейчас уволился. Быстро получилось и мое увольнение. Жалко, конечно, мог бы больше научить молодых командиров. А если не умеешь управлять нашим кораблем и тебя никто не научил, самому тяжело достичь нужного уровня в управлении лодкой". Ведь управление кораблем — это не команды, подаваемые командиром, это нечто иное.

PS
сегодня БРЕХНЮ мусье Тонковида "радостно подхватили" наши СМИ ...
к этому "торту" стоит добавить только "вишенку":
«Александр Невский» готовится к переходу на Камчатку
28 Августа 2015
7:19
Первый серийный подводный стратегический ракетоносец проекта «Борей» - «Александр Невский» в ближайшие дни выйдет в межфлотский переход из заполярного Гаджиево на Камчатку. По данным источников в Минобороны, уже в сентябре атомный подводный крейсер должен прийти в базу 25 дивизии подводных лодок ТОФ в Рыбачьем.
Подробно: https://kamchatinfo.com/news/safe/detail/10607/
"скрытность" "пляшет и поет"...
Короче "кот засунутый в валенок"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments