mina030 (mina030) wrote,
mina030
mina030

Categories:

Авиационный многоцелевой комплекс с морским многоцелевым истребителем-бомбардировщиком Су-34М.

Статья вышла сегодня в ВПК, но в существенно сокращенном виде:

https://vpk-news.ru/articles/55595
Полная ее версия:

Памяти Мартиросова Р.Г. посвещается.

27 февраля, в возрасте 84 лет ушел из жизни Главный конструктор фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34 Мартиросов Роллан Гургенович.
После окончания в 1959 году МАИ он пришел на работу в ОКБ Сухого.
«За время работы на предприятии занимал должности инженера, начальника бригады, заместителя начальника конструкторского отдела, начальника конструкторского отдела, главного конструктора. Он внёс большой личный вклад в решение сложных технических вопросов в процессе разработки, испытаний и серийного освоения таких известных самолётов ОКБ Сухого, как Су-7БКЛ, Су-15, Т-4, Су-24, Су-24М и Су-27».
С 1991 года Мартиросов Р.Г. - Главный конструктор фронтового бомбардировщика Су-34.
20 марта 2014 года Су-34 был официально принят на вооружение. На самолёте установлены 7 мировых рекордов, не побитых до настоящего времени.
Указом Президента Российской Федерации от 2017 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом Мартиросову Р.Г. присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.
Автор имел с Ролланом Гургеновичем короткое, но яркое общение по вопросу перспективного морского многоцелевого авиационного комплекса на базе самолета Су-34. С учетом того что что, не смотря на большую заинтересованность командования (ВМФ «зеленый свет» «включил»), работа была остановлена (по «нетехническим причинам»), о ней целесообразно сказать публично. Тема полностью и с большим интересом поддерживалась Мартиросовым, но … «здесь нужно драться, а мне уже возраст и здоровье это не позволяют, все что есть уходит на то что бы запустить основную модернизацию самолета [Су-34 для ВКС]» (дословно).

Авиационный многоцелевой комплекс
с морским многоцелевым истребителем-бомбардировщиком Су-34М.

Основная идея замысла модернизации истребителей-бомбардировщиков Су-34 в авиационный многоцелевой комплекс с морским многоцелевым истребителем-бомбардировщиком Су-34М («морской»): обеспечение значительного повышения боевой эффективности ВМФ за счет не только самостоятельных действий Су-34М на морских (океанских) ТВД, но и эффективной поддержки и взаимодействия самолетов Су-34М и кораблей ВМФ (в т.ч. подводных лодок и морских стратегических сил (МСЯС)), решения иных специальных задач ВМФ на океанских (морских) ТВД.
Создание такой авиационной группировки на СФ и ТОФ - первый шаг к воссозданию морской ракетоносной авиации ВМФ (МРА ВМФ). Только такая группировка способна на необходимом уровне обеспечить требования указа Президента РФ от 20.07.2017г. № 327 «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности до 2030г.»: 51. Показателями эффективности мер по реализации государственной политики в области военно-морской деятельности являются: …г) способность ВМФ наращивать военно-морскую группировку на опасном стратегическом направлении за счет межтеатрового маневра силами флота

С учетом этого (и существенных финансовых ограничений), наиболее оптимальным вариантом представляется передача ВМФ (в состав ОСК «Север» и ОКВС ТОФ) из состава ВКС 1-2 полков истребителей-бомбардировщиков Су-34 первых серий, с проведением их модернизации (с учетом задела проекта самолета Су-32FN, опыта поисково-прицельной системой (ППС) «Морской Змей» (ВМС Индии) и «Новелла» (ВМФ РФ), и новейших отечественных разработок ВВТ), с обеспечением решения задач:
• нанесения ударов (в т.ч. совместных, с кораблями и подводными лодками (ПЛ)) по морским и наземным целям (в т.ч. высокозащищенным, на большой радиус от аэродрома вылета) современными и перспективными авиационными средствами поражения;
• ведение самостоятельной разведки и выдачи целеуказания (ЦУ) ударным силам ВМФ и ВС РФ (и обеспечение комплексного применения иных средств разведки и ЦУ на большой радиус);
• решения задач обеспечения ПВО кораблей ВМФ (и ПЛ (в т.ч. МСЯС) боевой службы) и баз ВМФ (в т.ч. при отражении массированного внезапного удара крылатыми ракетами);
• значительного увеличения боевого потенциала смешанных групп самолетов Су-30СМ(35) и МиГ-29К(31БМ) с самолетами Су-34 при ведении воздушных боев (в т.ч. против новых истребителей противника и в условиях противодействия самолетов ДРЛО и РЭБ противника);
• решения патрульных и противолодочных задач, в т.ч. с обеспечением тесного тактического взаимодействия с боевыми надводными кораблями (БНК) и ПЛ ВМФ (в т.ч. МСЯС));
• ведение РЭБ на современном техническом и концептуальном уровне;
• решения «иных специальных задач».
Примечание: ключевой особенностью предлагаемой модернизации самолетов Су-34 предполагалось не только повышение их боевых возможностей и расширение круга решаемых задач, но и (главное!) обеспечения тесного тактического взаимодействия между кораблями (в т.ч. подлодками) и самолетами Су-34М (группой самолетов) за счет использования современных средств связи и размещения на кораблях и ПЛ специальных малогабаритных «информационных терминалов совместных действий» (ИТСД), обеспечивающих эффективное взаимодействие сил ВМФ и ВС РФ с самолетами Су-34М (и иными).
Состав авиационного многоцелевого комплекса:
• самолеты Су-34М с модернизированным бортовым комплексом вооружения;
• авиационные средства поражения (в т.ч. новые и перспективные);
• быстросменяемые контейнерные средства обеспечения применения;
• комплект средств наземного оборудования и обеспечения эксплуатации и применения;
• информационные терминалы совместных действий на кораблях и подлодках ВМФ.
Для эффективного решения противолодочных задач предусматривалось применение ППС с принципиально новой «идеологией», обеспечивавшей не только выхода на современный уровень ППС, но и фактически «обгон» зарубежных оппонентов (за счет принципиально новых задачи и моделей применения). Компактность этой перспективной ППС открывала возможность эффективной модернизации самолетов Ил-38 и Ту-142М.
По сравнению с имеющимися в составе морской авиации самолетами Су-30СМ модернизированные Су-34М могли применяться на больший радиус и с большей боевой нагрузкой, нести более тяжелые ПКР (в т.ч. «Оникс» и «Циркон») и в увеличенном количестве. Необходимо отметить что нынешняя ставка морской авиации ВМФ на «тактические» ПКР типа Х-35, с учетом резко увеличенной дальности ЗУР кораблей противника ставит их носители (даже с Х-35У с увеличенной дальностью) под расстрел, еще до выхода на дальность применения наших ПКР.
При решении задач ПВО – применять ракеты большой дальности и нести увеличенный (более 20, при решении задачи ПВО) боекомплект обычных ракет (малой и средней дальности).

Истребитель F-15SA (Саудовская Аравия) с увеличением до 16 УР AIM-120. Аналогичное решение предполагалось и для Су-34М с увеличением количества УР до "более 20"

Для эффективного применения в различных условиях обстановки (условиях рассредоточенного базирования, в сложных климатических условиях и жестких ограничений времени при решении ряда задач, и т.д.), предполагалось включение в состав комплекта наземного оборудования по эксплуатации Су-34М мобильных средств обеспечения эксплуатации и применения (в т.ч. длительного поддержания высокой готовности к вылету самолетов Су-34М и их экипажей с различными вариантами боевой нагрузки (и обеспечения ее быстрой замены)). Для этого необходима не только проверка и подвеска вооружения, но и возможность длительного дежурства самолета в высокой готовности к вылету, быстрой очистки ВПП от снега и т.д (в т.ч. на запасных аэродромах). Данное решение позволяло резко поднять готовность самолетов Су-34М к решению задач по предназначению и обеспечить эффективный аэродромный маневр, использование запасных аэродромов, рассредоточение и высокую боевую устойчивость авиационной группировки.

Предполагалось решение крайне сложной проблемы, - спасения летчиков в дальней зоне: гидросамолеты Бе-200 (радиус не более 1200 км) имеют весьма ограниченные возможности по взлету и посадке на волнении.
Вертолет Ми-8АМТШ имеет много меньшие (по сравнению с Бе-200) ограничения по погодным условиям при спасательных операциях (скорость приводного ветра до 25 м/c), обеспечивая максимальный радиус до 600-650 км (с 4 дополнительными баками). Для работы на больший радиус необходимо оснащения вертолетов Ми-8АМТШ съемным комплектом дозаправки и наличия танкеров (типа Ил-76-78) в составе ВМФ.

"Обычная практика" в ВС и ВМС США - дозаправка вертолетов в воздухе.
При всей крайней необходимости этого у нас, по факту имеем сегодня "полный нуль".


Кроме того, при катастрофе или гибели самолета на большом радиусе, необходимы средства, обеспечивающие оказавшимся на воде летчикам возможность не просто выжить, но и выйти в район их подбора вертолетами. Решение предполагалось за счет применения с самолетов (в т.ч. морских Су-34М) сбрасываемых надувных катеров (типа «Зодиак»), с возможностью безэкипажного движения и подхода к спасаемым. Возможности катера должны обеспечивать последующий длительный переход от места гибели самолета к району спасения вертолетами….
При принятии решения по комплексу с самолетами Су-34М (и передаче в ВМФ самолетов Су-34), целесообразна одновременная передача ВМФ группы самолетов Ил-76МД, с проведением на них модернизационных работ, обеспечивающих возможность установки дополнительных топливных резервуаров и агрегатов заправки УПАЗ и «обеспечения решения ряда других специальных задач ВМФ»…
Предлагаемый авиационный комплекс обеспечивает значительное повышение эффективности и боевой устойчивости сил ВМФ при решении задач по предназначению за счет:
• значительного увеличения дальности, количества и эффективности применения ПКР (в т.ч. новых и перспективных – «Оникс», «Циркон»);
• возможности быстрого и эффективного межтеатрового маневра мощной авиационного группировки ВМФ;
• возможности эффективного подавления ПВО (в т.ч. корабельных соединений);
• возможности эффективного поиска (по вызову), уничтожения ПЛ противника и оказания помощи ПЛ ВМФ (в т.ч. экстренной);
• обеспечения передачи информации с ПЛ (в т.ч. экстренной (например о внезапной атаки противником) от МСЯС, критически важной для Верховного Главного командования ВС РФ);
• возможности значительного увеличения потенциала ПВО баз и корабельных группировок ВМФ (за счет возможности высокой готовности к вылету с увеличенным (более 20) боекомплектом ракет «воздух-воздух»);
• возможности уничтожения «критически важных целей» типа самолетов ДРЛО (новыми ракетами).
С учетом всех организационных проблем, реализация его возможна на основе «единого Решения» уровня «Министра Обороны РФ – Начальника Генерального Штаба».

PS
С учетом того что данный вопрос имеет большое значение для обороноспособности страны, причем не только на оперативно-тактическом уровне, но и стратегическом (как эффективный инструмент обеспечения боевой устойчивости МСЯС), необходимо продолжение и полномасштабное развёртывание работ по нему.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments